Архивное делопроизводство в организации
Документы, не используемые в текущей деятельности организации передаются в архив, где они хранятся в течение положенного срока. Основные функции архивного делопроизводства:
- экспертиза ценности документов;
- формирование дел и составление описей;
- учёт документов, хранящихся в архиве и обеспечение их сохранности;
- поиск архивных документов по запросу и предоставление их пользователю;
- удаление из архива документов, срок хранения которых закончился.
Ведение архивного делопроизводства в организации обязательно: основные требования к архиву изложены в Федеральном законе № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», изданном 22 октября 2004 г.
Сегодня текущее делопроизводство и архивное дело в организациях почти повсеместно осуществляются с помощью систем электронного документооборота (СЭД). Их использование не только снижает затраты на делопроизводство, но и значительно его упрощает и ускоряет. Отметим самые важные преимущества электронного архива:
- компактность: база данных на цифровых носителях занимает гораздо меньше физического места, чем склад бумажных дел;
- автоматизация размещения документа в архиве: система сама определяет вид документа и вносит его в соответствующий каталог;
- удобный и быстрый поиск: любой документ можно найти как по его атрибутам, так и по содержанию;
- обеспечение конфиденциальности и безопасности документов: уровень доступа к электронным документам в архиве полностью контролируется, действия пользователей протоколируются;
- сохранность документов: защитить сервер с базой данных проще, чем склад бумажных документов, резервное копирование гарантирует работоспособность архива в случае сбоев.
Архивное делопроизводство в организации целесообразно начинать с самого начала её деятельности, не дожидаясь, пока накопится большое количество документов и возникнет неразбериха. Не многие современные системы электронного документооборота уже в базовом варианте дают возможность организовать электронный архив. Существуют также специализированное программное обеспечение для электронных архивов.
В давно работающих организациях за годы работы формируются объёмные архивы бумажных документов. Однако это не помешает в любой момент начать использовать электронный архив, например, электронный архив ЭТЛАС. Его возможности позволяют использовать электронный и бумажный архив параллельно:
- электронный архив Этлас поможет быстро оцифровать большой объём бумажных документов;
- обладает эффективными инструментами распознавания, которые определяют вид и содержание документа и автоматически его атрибутируют;
- встроенные средства работы со складом бумажных дел позволяют работать одновременно с бумажными и электронными документами, в том числе быстро найти на складе нужный.
Если вы не знаете, с чего начать архивное делопроизводство в организации, вам помогут следующие рекомендации:
- Руководитель организации назначает ответственное за ведение архива лицо. Если количество документов невелико, за текущее делопроизводство и архив может отвечать один человек, однако при большом документообороте с нагрузкой он не справится.
- Разрабатывается номенклатура дел. Многие системы электронного документооборота позволяют сделать это на основе шаблонов и готовых решений.
- Определяются сроки хранения для документов разных видов.
- Сотрудников организации знакомят со структурой архива и регламентом его работы.
На практике для создания и работы архива требуется решить множество мелких вопросов, зависящих от особенностей работы конкретной организации. Однако начинать необходимо с грамотного и детального планирования.