Все новости

Как получить ключ ЭЦП

Полноценный электронный документооборот невозможен без использования электронной цифровой подписи (ЭЦП). Именно она обеспечивает юридическую значимость электронного документа. Чтобы её получить, необходимо обратиться в удостоверяющий центр.

Прежде чем перейти к описанию процедуры получения ЭЦП, напомним, что существует три вида электронных подписей:

  1. простая;
  2. усиленная неквалифицированная;
  3. усиленная квалифицированная.

Из них только последняя полностью заменяет собственноручную подпись и может использоваться для подписания любых документов, в том числе в документообороте с государственными органами. Квалифицированная ЭЦП юридически значимо доказывает, что документ подписан конкретным лицом и после подписания не изменялся.

Технически ЭЦП представляет собой специальный уникальный файл, присоединяемый или прилагаемый к подписываемому документу. О том, как реализуется ЭЦП мы уже рассказывали. Для создания файла подписи необходим ключ, который обычно хранят на отдельном USB накопителе, при этом принадлежность ключа конкретному лицу подтверждается сертификатом.

Как получить ключ ЭЦП

Получить ключ и сертификат квалифицированной ЭЦП можно в любом удостоверяющем центре (УЦ), аккредитованном Министерством связи Российской Федерации. Список центров опубликован на сайте Министерства цифрового развития РФ. Поскольку для получения ЭЦП необходимо явиться в офис УЦ лично (либо сотрудник УЦ должен выехать к заявителю), выбирайте тот, который вам территориально ближе других. Убедитесь, что у выбранного вами УЦ не закончилась аккредитация.

Подать заявление (или заявку) на получение ЭЦП можно удалённо на сайте выбранного удостоверяющего центра, по электронной почте или позвонив в УЦ. Выдача сертификатов ЭЦП регламентируется ст. 18 Федерального закона «Об электронной подписи» от 06.04.2011 № 63-ФЗ, но в разных УЦ процедура может несколько различаться. Стоимость услуг удостоверяющих центров тоже варьируется.

Для получения ЭП необходимы следующие документы (или их заверенные копии) и сведения:

  • для физических лиц: удостоверение личности, страховой номер индивидуального лицевого счёта (СНИЛС), идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
  • для индивидуальных предпринимателей: перечисленные выше документы физического лица и основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя (ОГРНИП);
  • для юридических лиц: учредительные документы, ИНН, ОГРН, а также документы, подтверждающие право доверенного представителя юрлица действовать от его имени.

Удостоверяющий центр обязан проверить достоверность предоставленных документов и сведений. В случае успешной проверки он выдаёт заявителю квалифицированный сертификат, в котором содержатся ключ ЭЦП и сведения о владельце подписи и о выдавшем сертификат удостоверяющем центре. Ключ и сертификат записываются на носитель заявителя, либо на рутокен, который можно купить здесь же в УЦ.

Квалифицированный сертификат выдаётся сроком на один год, по истечении этого времени процедуру получения ЭЦП придётся пройти заново. Прекращение действия сертификата ЭЦП не означает, что сделанные с его помощью подписи становятся недействительными: квалифицированная ЭЦП может быть признана недействительной только по решению суда.